Неточные совпадения
— Стремление ученого анализировать
явления природы равноценно игре ребенка, который ломает игрушки, чтоб посмотреть, что у них внутри…
Потом он должен был стоять более часа на кладбище, у могилы, вырытой в рыжей земле; один бок могилы узорно осыпался и напоминал беззубую челюсть нищей старухи. Адвокат Правдин сказал речь, смело доказывая закономерность
явлений природы; поп говорил о царе Давиде, гуслях его и о кроткой мудрости бога. Ветер неутомимо летал, посвистывая среди крестов и деревьев; над головами людей бесстрашно и молниеносно мелькали стрижи; за церковью, под горою, сердито фыркала пароотводная труба водокачки.
Он с громкими вздохами ложился, вставал, даже выходил на улицу и все доискивался нормы жизни, такого существования, которое было бы и исполнено содержания, и текло бы тихо, день за днем, капля по капле, в немом созерцании
природы и тихих, едва ползущих
явлениях семейной мирно-хлопотливой жизни. Ему не хотелось воображать ее широкой, шумно несущейся рекой, с кипучими волнами, как воображал ее Штольц.
— Не мы виноваты в этом, а
природа! И хорошо сделала. Иначе если останавливаться над всеми
явлениями жизни подолгу — значит надевать путы на ноги… значит жить «понятиями»…
Природу не переделаешь!
С одной стороны, фантазия обольщает, возводит все в идеал: людей,
природу, всю жизнь, все
явления, а с другой — холодный анализ разрушает все — и не дает забываться, жить: оттуда вечное недовольство, холод…
Они стали бы замечать и открыли бы в
природе такие
явления и тайны, каких и не предполагали прежде, ибо смотрели бы на
природу новыми глазами, взглядом любовника на возлюбленную.
«Одним из тех ужасных, редких
явлений в
природе, случающихся, однако же, чаще в Японии, нежели в других странах, совершилась гибель фрегата «Диана». Так начинается рапорт адмирала к великому князю, генерал-адмиралу, — и затем, шаг за шагом, минута за минутой, повествует о грандиозном событии и его разрушительном действии на берегах и на фрегате.
Оценка есть путь познания так называемых наук о духе, но эта оценка отражается на дух, а не на сферу объективации, которая существует не только в
явлениях природы, но и в
явлениях психических и социальных.
А тут уверяют, что все это взялось сначала от страха пред грозными
явлениями природы и что всего этого нет.
Мы разговаривали: говорили о небе, о луне, о звездах. Мне интересно было узнать, как объясняет все небесные
явления человек, проведший всю жизнь среди
природы, ум которого не был заполнен книжными аксиомами.
Душа оставляет тело, странствует и многое видит в то время, когда человек спит. Этим объясняются сны. Душа неодушевленных предметов тоже может оставлять свою материю. Виденный нами мираж, с точки зрения Дерсу, был тенью (ханя) тех предметов, которые в это время находились в состоянии покоя. Та к первобытный человек, одушевляя
природу, просто объясняет такое сложное оптическое
явление, как мираж.
Возражения против изложенного выше, впрочем, очень возможны. Мне скажут, например, что я обличаю такие
явления, на которых лежит обязательная печать фатализма. Нельзя же, в самом деле, вооружить ведением детей, коль скоро их возраст самою
природою осужден на неведение. Нельзя возложить на них заботу об устройстве будущих их судеб, коль скоро они не обладают необходимым для этого умственным развитием.
Я был первоначально потрясен различением мира
явлений и мира вещей в себе, порядка
природы и порядка свободы, так же как признанием каждого человека целью в себе и недопустимостью превращения его в средство.
Огромное впечатление на меня произвела Кампанья, где памятники человеческого творчества превратились в
явления природы.
Еще одно из тех первичных ощущений, когда
явление природы впервые остается в сознании выделенным из остального мира, как особое и резко законченное, с основными его свойствами.
Это были просто первичные факты, готовые
явления природы.
Сам Лосский признает, что различие между
явлениями, которыми занимается наука, и сущностью вещей лежит в самом бытии, а не в
природе отношений между субъектом и объектом.
Наука открывает внешнюю закономерность
природы, функциональную связь одного
явления с другим.
В прежнее время медведь не обижал людей и домашних животных и считался смирным, но с тех пор, как ссыльные стали селиться по верховьям рек и вырубать тут леса и преградили ему путь к рыбе, которая составляла его главную пищу, в сахалинских метрических книгах и в «ведомости происшествий» стала появляться новая причина смерти — «задран медведем», и в настоящее время медведь уже третируется, как грозное
явление природы, с которым приходится бороться не на шутку.
Оренбургская губерния по своему географическому положению и пространству, заключая в себе разные и даже противоположные климаты и
природы, гранича к северу с Вятскою и Пермскою губерниями, где по зимам мерзнет ртуть, и на юг с Каспийским морем и Астраханскою губерниею, где, как всем известно, растут на открытом воздухе самые нежные сорта винограда, — представляет полную возможность разнообразию
явлений всех царств
природы и между прочим разнообразию утиных пород, особенно во время весеннего пролета.
Эти толчки
природы, ее даровые откровения, казалось, доставляли ребенку такие представления, которые не могли быть приобретены личным опытом слепого, и Максим угадывал здесь неразрывную связь жизненных
явлений, которая проходит, дробясь в тысяче процессов, через последовательный ряд отдельных жизней.
Когда же он откладывал дудку, она начинала передавать ему свои детски-живые впечатления от окружающей
природы; конечно, она не умела выражать их с достаточной полнотой подходящими словами, но зато в ее несложных рассказах, в их тоне он улавливал характерный колорит каждого описываемого
явления.
Тогда и окажется, что талант одного способен во всей силе проявляться только в уловлении мимолетных впечатлений от тихих
явлений природы, а другому доступны, кроме того, — и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными
явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни.
Характеристическая черта гения Пушкина — разнообразие. Не было почти
явления в
природе, события в обыденной и общественной жизни, которые бы прошли мимо его, не вызвав дивных и неподражаемых звуков его лиры; и поэтому простор и свобода, для всякого человека бесценные, для него были сверх того могущественнейшими вдохновителями. В нашем же тесном и душном заточении
природу можно было видеть только через железные решетки, а о живых людях разве только слышать.
На каждом шагу ожидали меня новые, не виданные мною, предметы и
явления в
природе; самое Багрово, по рассказам отца, представлялось мне каким-то очаровательным местом, похожим на те волшебные «Счастливые острова», которые открывал Васко де Гама в своем мореплавании, о которых читал я в «Детском чтении».
Многие
явления в
природе, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с любопытством, получили для меня смысл, значение и стали еще любопытнее.
Наконец я стал спокойнее, присмотрелся, попривык к окружающим меня
явлениям, или, вернее сказать, чудесам
природы, которая, достигнув полного своего великолепия, сама как будто успокоилась.
В прошлом лете я не брал в руки удочки, и хотя настоящая весна так сильно подействовала на меня новыми и чудными своими
явлениями — прилетом птицы и возрождением к жизни всей
природы, — что я почти забывал об уженье, но тогда, уже успокоенный от волнений, пресыщенный, так сказать, тревожными впечатлениями, я вспомнил и обратился с новым жаром к страстно любимой мною охоте, и чем ближе подходил я к пруду, тем нетерпеливее хотелось мне закинуть удочку.
Эта сущность, выраженная в грубой, но правдивой форме, заключается в следующем: человек, который в свои отношения к
явлениям природы и жизни допускает элемент сознательности, не должен иметь претензии ни на религиозность, ни на любовь к отечеству?
Все в
природе строго законно, и не пропадает напрасно самое малейшее движение, следовательно, и посещения Яшей Кормилицыным Прозоровского флигелька в общей экономии
природы и в ряду социальных
явлений должны были иметь высшее научное объяснение.
Это уже не
явление, приходящее извне, а вторая
природа.
Мы так привыкли смешивать искусство с
природою, что очень часто те
явления природы, которые никогда не встречали в живописи, нам кажутся неестественными, как будто
природа ненатуральна, и наоборот: те
явления, которые слишком часто повторялись в живописи, кажутся нам избитыми, некоторые же виды, слишком проникнутые одной мыслью и чувством, встречающиеся нам в действительности, кажутся вычурными.
Он радовался всякому
явлению в
природе и в домашнем быту, как новому, незнакомому
явлению; наконец, совершенно оправился, даже поздоровел, пополнел и получил, уже более года потерянный румянец во всю щеку; удил рыбу, ходил на охоту за перепелами, ел и пил аппетитно и был весел.
Замечательно, как необъяснимое
явление и противоречие в искаженной человеческой
природе, что Михайла Максимович, достигнув высшей степени разврата и лютости, ревностно занялся построением каменной церкви в Парашине; он производил эту работу экономически.
Она не уставала меня расспрашивать подробно обо всем, что занимало и волновало ее первобытное, яркое воображение: о странах и народах, об
явлениях природы, об устройстве земли и вселенной, об ученых людях, о больших городах…
Каким образом и откуда произошло это сидение между двух стульев, делающее немыслимою спокойную оценку
явлений и фактов, совершающихся у всех на глазах, — я не знаю (то есть, быть может, и знаю, но скромность так уже въелась в мою
природу, что я прямо пишу: не знаю), но что оно существует — этого даже клейменый лжец не отвергнет.
Мы с Панаевым занялись генеральною пробою нашего механического спектакля, а как некоторые
явления не удавались, то есть молния не попадала в то дерево, которое должна была разбить и зажечь, месяц не вылезал из облаков и падение водопада иногда внезапно прекращалось, то я так завлекся устройством
явлений природы, что пропустил назначенный срок, и хотя, вспомнивши его, бежал бегом до самого дома, но опоздал четверть часа.
Я запел — громко, во всю силу. Ревел гром, блистали молнии, шуршала трава, а я пел и чувствовал себя в полном родстве со всеми звуками… Я — безумствовал; это простительно, ибо не вредило никому, кроме меня. Буря на море и гроза в степи! — Я не знаю более грандиозных
явлений в
природе.
Сила искусства есть сила общих мест. Есть еще в произведениях искусства сторона, по которой они в неопытных или недальновидных глазах выше
явлений жизни и действительности; — в них все выставлено напоказ, объяснено самим автором, между тем как
природу и жизнь надобно разгадывать собственными силами. Сила искусства — сила комментария; но об этом должны будем говорить мы ниже.
Гроза — одно из величественнейших
явлений в
природе; но необходимо иметь слишком восторженное воображение, чтобы видеть какую бы то ни было связь между грозою и бесконечностью.
Мы говорили об источниках предпочтения произведений искусства
явлениям природы и жизни относительно содержания и выполнения, но очень важно и впечатление, производимое на нас искусством или действительностью: степенью его также измеряется достоинство вещи.
Приписывать его действия произволу человекообразного существа еще легче, нежели объяснять подобным образом другие
явления природы и жизни, потому что именно действия случая скорее, нежели
явления других сил, могут пробудить мысль о капризе, произволе, о всех тех качествах, которые составляют исключительную принадлежность человеческой личности.
Этого мы в самом деле и требуем от прекрасных
явлений и предметов в тех царствах
природы, где нет разнообразия типов одного и того же рода предметов.
Но Румор впадает потом в натурализм, который хочет преследовать, как и ложный идеализм: его положение, что «
природа наилучшим образом выражает все своими формами», становится опасным, когда он прилагает его к отдельному
явлению и, противореча тому, что сам сказал выше, утверждает, будто бы в действительности бывают «совершенные модели», как, напр...
Область ее — вся область жизни и
природы; точки зрения поэта на жизнь в разнообразных ее проявлениях так же разнообразны, как понятия мыслителя об этих разнохарактерных
явлениях; а мыслитель находит в действительности очень многое, кроме прекрасного, возвышенного и комического.
Вообще говоря, произведения искусства страдают всеми недостатками, какие могут быть найдены в прекрасном живой действительности; но если искусство вообще не имеет никаких прав на предпочтение
природе и жизни, то, быть может, некоторые искусства в частности обладают какими-нибудь особенными преимуществами, ставящими их произведения выше соответствующих
явлений живой действительности? быть может даже, то или другое искусство производит нечто, не имеющее себе соответствия в реальном мире?
Другое возражение нисколько не прилагается к воззрению, нами высказанному: из предыдущего развития видно, что воспроизведение или «повторение» предметов и
явлений природы искусством — дело вовсе не излишнее, напротив — необходимое.
Во всей
природе видит дикарь человекоподобную жизнь, все
явления природы производит от сознательного действия человекообразных существ Как он очеловечивает ветер, холод, жар (припомним нашу сказку о том, как спорили мужик-ветер, мужик-мороз, мужик-солнце, кто из них сильнее), болезни (рассказы о холере, о двенадцати сестрах-лихорадках, о цынге; последний — между шпицбергенскими промышленниками), точно так же очеловечивает он и силу случая.
Не знаю сам. Но я с собой был честен
И двум идеям вместе не служил.
Просторно сердце женщины, напротив;
В нем резкие противоречья могут
Ужиться рядом. В нем бывает слышен,
Среди любви живой и настоящей,
Нередко запоздалый отголосок
Другой, отжившей, конченной любви.
Вины тут нет: подобные
явленьяВ
природе женской. Но делиться я
И с тенью даже не могу тем сердцем.
Которое мне отдалося. В нем
Я должен быть один.
Известное дело, что охотники-простолюдины — все без исключения суеверны, суеверны гораздо более, чем весь остальной народ, и, мне кажется, нетрудно найти тому объяснение и причину: постоянное, по большей части уединенное, присутствие при всех
явлениях, совершающихся в
природе, таинственных, часто необъяснимых и для людей образованных и даже ученых, непременно должно располагать душу охотника к вере в чудесное и сверхъестественное.